Святыня киевской демеевки. Значение киевский вознесенский храм на демеевке в православной энциклопедии древо Много лет храм посещала матушка Алипия

Едва ли можно найти киевлянинакоторый не знал бы о небольшом Вознесенском храмебольше известном в народе как Демеевский. Эта церковь была построена в 1882 году в предместье Киева – поселке Демеевка. Как раз в то время киевское предместье стало активно развиваться.

Небольшая Демеевка – это некогда был поселок на юго-запад от Киевапо дороге на Васильков. Там жили работники окружающих новообразованных заводов. Люди испытывали острую необходимость в собственном храмепотому что ближайшие церкви не могли вместить всех желающих. Именно для демеевчан и был построен деревянный храм в честь Вознесения Господня.

Вскоре после его освящения стало понятночто храм не может вместить всех прихожан. Поэтому в 1900 году было решено расширить церковь с западной и южной сторонблагодаря чему помещение увеличилось почти вдвое. Тогда же деревянные стены церкви обложили кирпичом.

В 1907 году произошло событиеблагодаря которому храм стал общеизвестным. 25 июля здесь венчалась с Климентом Квиткой всемирно известная украинская поэтесса Леся Украинка. Позже именно этот исторический факт неоднократно спасал храм от уничтожения в атеистическое время.

С начала ХХ века Демеевка входит в состав Киева. Это обусловило еще более интенсивную застройку бывшего поселка. Особенно тяжело отстаивать право на существование прихода пришлось после революции. Соседние территории постепенно застраивались высотными зданиямии храм оказался словно в каменной ловушке. Видя лакомый участок землисоседи добивались снесения этогокак тогда многим казалосьненужного «культового сооружения». В те годы верующие киевляне мужественно выступили на защиту своего родного храма.

Несмотря на все трудностипреследовавшие церковь на протяжении всего ее существованияона ни разу не закрывалась: с момента освящения и по сей день здесь постоянно проходят богослужения. На протяжении нескольких последних десятилетий Божественная литургиякроме понедельникасовершается здесь каждый день.

Сегодня стены Вознесенской церкви украшены изнутри богатыми росписямивыполненными по мотивам росписей Виктора Васнецова в киевском Владимирском соборе. Благодаря такому внутреннему убранству скромная церковь стала по-домашнему уютной.

Сегодня бывшее село – это мощный индустриальныйтранспортный и научный центр Киева. Кроме нескольких столичных заводовздесь есть Центральный киевский автовокзал и главное книгохранилище государства – Национальная библиотека имени Вернадского.

И все же самая древняя и главная достопримечательность района – Вознесенская церковь. Демеевский храмкак и когда-тонапоминает нам о старом Киеве с его предместьями и рабочими поселениями. Вознесенская святыня вот уже более века – это душа и сердце старинного киевского предместьяисторическое название которого – Демеевка.

Пригородное село Демеевка, несмотря на сравнительно большие размеры и население, долгое время не имело собственной церкви - возможно, из-за того, что неподалеку были лаврские скиты в Голосеево. Лишь в начале 1880-х годов, когда велась усиленная идеологическая борьба с штундой, было принято решение о сооружении в Демеевке православного храма. Крупное пожертвование на его возведение предоставил Киевский сахарный завод на Демеевке.

В 1882-83 гг. здесь была построена деревянная церковь Вознесения Господнего (торжественное освящение состоялось в феврале 1883 г.). Основной объем был перекрыт приземистым шатром, завершавшимся маковкой на граненом барабане, с запада к этому объему примыкала шатровая колокольня, еще одна маковка венчала алтарную часть. В 1900 г. была проведена значительная реконструкция храма по проекту Евгения Ермакова. Главный шатер поднят на граненом барабане, устроены хоры, значительно удлинена западная часть и над притвором сооружена новая шатровая колокольня. Тогда же церковь обложена кирпичом и декорирована в псевдорусском стиле барабан украшен кокошниками, окна оформлены наличниками. 25 июля 1907 г. в Вознесенской церкви венчалась Леся Украинка с Климентом Квиткой. В 1910 г. восточную часть церкви расширили по проекту Е.Ермакова; в январе 1911 г. был освящен новый придел во имя св.Василия Великого.

Советская власть зарегистрировала приходскую общину в июле 1920 г. В 1922 г. церковь частично передана УАПЦ, для украинской общины устроен отдельный придел, для чего церковь была в определенной степени реконструирована. С 1922 г. священником УАПЦ был о.Дмитрий Ходзуцкий (позже репрессирован). Украинский приход распущен в 1933 г. Колокольня была снесена (сейчас церковь пользуется новой, построенной в 1990-е годы, колокольней). Во время нацистской оккупации церковь вновь была открыта для украинского прихода; в марте 1942 г. настоятелем служил протоиерей Николай Саранча.

С послевоенных лет и поныне действующий храм Украинской Православной Церкви.

13 мая 2013 года, в день праздника Вознесения Господня , Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил Вознесенскую церковь на Демеевке в день 130-й годовщины освящения храма и совершил в ней праздничную Божественную Литургию. После Богослужения, по благословению Предстоятеля УПЦ , митрополит Бориспольский Антоний освятил накупольный крест для часовни иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов», построенной на храмовой территории.

9 июня 2016 года, Блаженнейший Митрополит Онуфрий совершил освящение храма в честь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов" .

Престольные праздники: Вознесение Господне (центральный престол) и день памяти свт. Василия Великого (1/14 января; северный придел).

Храм открыт ежедневно, кроме понедельника.

Богослужение: Ежедневное, кроме понедельника. Вечернее: 18.00. Литургия: 8.40 (в воскресенье и праздники - 6.40 и 9.40). При храме действует Воскресная школа.

В Голосеевском районе Киева, затиснутый среди высотных сооружений, уютно расположился старинный Свято-Вознесенский храм, что на Демиевке. Его часто называют святыней Киевской Демиевки. Со дня освящения в 1883 году двери храма не закрывались ни при каких обстоятельствах. Многие киевляне знают этот храм и приезжают сюда из разных концов Киева. Сведений об истории храма, к сожалению, сохранилось очень мало. Наиболее полное описание собрал настоятель (с 1989 по 2010 г.г.) Свято-Вознесенской церкви протоиерей Мефодий Финкевич.

Место было определено над дорогой в Васильков, причем по другую сторону дороги, и строящаяся церковь оказалась совсем на окраине Демиевки.

Тщанием прихожан и пожертвованием директора сахарорафинадного завода господина Раузера церковь была построена и в 1883 г. освящена в честь Вознесения Господня. С ростом числа жителей росла необходимость в открытии школ и библиотек. Так, по данным Киевской уездной Земской Управы в 1911 г., в пределах Демиевки действовало шесть школ (училищ).

В 1900 г. церковь значительно расширяется и её западный придел перестраивается. Переносится колокольня вперед и вся постройка обкладывается кирпичом. Внутри делаются хоры и производится капитальный ремонт. Однако добиться разрешения на это было очень трудно. Церковному старосте Симеону Травкину от имени причта церковного пришлось обратиться к самому Императору. И вот в «1900 г. марта 6 дня. По указу Его Императорского Величества, Киевская Духовная Консистория слушала рапорт от 20 января 1900 г. за № 22» Демиевского церковного старосты Симеона Травкина, в котором он просит разрешения на перестройку церкви и все расходы берет на себя… Так и хочется молитвенно сказать: «Пошли ему, Господи, Царствие Небесное» за его усердие и тщение к Демиевской церкви, которую строили и расширяли такие хорошие люди, как этот первый её староста, отставной фельдфебель Симеон Травкин (фонд 127, оп.875, д. 2217). Может быть, усердием и молитвами их Господь и сохранил Свято-Вознесенскую церковь в годы лихолетья и гонений, что она выстояла и никогда не закрывалась со времени её освящения в 1883 г.

Близлежащие районы Киева начали интенсивно застраиваться и заселяться. Подобное произошло и с Демиевкой, которая из подгороднего села очень быстро превращается в обширное предместье Киева. Так что нынешний железнодорожный вокзал Киев-Московский именовался тогда — Демиевским.

В 1900 г. Демиевка присоединена к Киеву (ф.1260, д.345. л.1-10).

На карте 1905 г. обозначено, что церковь одной стороной выходила на ул. Большую Васильковскую. Дорога шла вокруг церкви, огибая её со стороны нынешнего института, по территории теперишнего детсада. Дорогу пересекала ул. Наливайка, примерно там, где сейчас стоит библиотека им. В.Вернадского. Справа от церкви, в сторону Голосеевс-кой площади, стоял памятник Александру III, за ним кондитерская фабрика Ефимова, а далее трамвайное депо.

В документах отчетности церковно-приходских школ того времени встречается упоминание о церковно-приходской школе на Демиевке, находящейся при сахарорафинадном заводе (арендуемое помещение). Однако в «Клировых ведомостях» за 1910 г. при перечислении домов, принадлежащих церкви, значится и церковно-приходская школа на Демиевке, а в «Ведомостях» за 1915 г. записано, что построена новая церковно-приходская школа в 1915 г. Она-то и стоит поныне, деревянная, обложенная кирпичом, как и сама церковь.

В церковной библиотеке имелось тогда уже 1200 томов книг. В разделе: «Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле» упоминается, что на Демиевке построено два здания — «священникам в 1907 г., псаломщикам в 1914 г. и составляют они собственность церковную».

В 1883 г., вероятно, первым «священником был Иерофей Иосифов Шмигельский, а церковным старостой отставной фельдфебель Симеон Травкин».

В 1889 г. «священником был Никанор Леонтиев Данкевич», при котором обучалось 135 мальчиков и 60 девочек, видно в арендуемом помещении.

В 1900 г. благочинным Старокиевских церквей был протоиерей Павел Троицкий, который и представил Рапорт Киевской Духовной Консистории о расширении Демиевской церкви по Указу Его Императорского Величества.

Согласно «Клировым ведомостям» за 1917 г. «Церковь имеет два престола: во имя Вознесения Господня и во имя свят. Василия Великого. Земля при церкви вместе с погостом составляет 1 десят. 600 квадр. саж.» Количество прихожан более 4 тысяч человек.

В настоящее время в 1990 г. была построена новая колокольня, однако о прежней, к сожалению, никаких сведений нет, кем и когда она была разрушена. В том же году, видно впервые, были позолочены кресты и под ними круглые шары над куполами храма и колокольни и 3 креста около них.

От дороги поставлен новый каменный (из бутана) забор с металлической решеткой, которую сделали очень умелые руки старинных кузнецов, и смотрится она как современная.

Над трапезной надстроен верхний кирпичный этаж, ибо не было где проводить занятия по Закону Божию. 7 лет в тесноте проводились занятия с детьми и взрослыми, пока в 1997 г. не выхлопотали возвращения помещения бывшей церковно-приходской школы, в которой мы теперь более свободно проводим занятия, а также спевки клироса и хора, который в фестивальные годы 2000-летия Рождества Христова был отмечен как лучший среди церковных хоров.

Вокруг всей церковной территории заменен старый забор новым железобетонным.

Все окна в храме и в возвращенном доме заменены, как внутри, так и снаружи, причем внешние рамы все дубовые и покрыты яхтинским более стойким лаком. Весь пол в храме покрыт дубовым паркетом. Подкуполь-ный осьмерик церкви весь покрыт сайдингом. Колокольня вновь окрашена, и к Пасхе повешены новые звоны. Но самым благолепным украшением внутри храма явилась позолота (тоже впервые) всего иконостаса и десять самых крупных кивотов с иконами в храме.

Раньше мы никаких данных о церкви не имели. Знали лишь, что в 1907г. венчалась в ней Леся Украинка, т.е. Косач Лариса Петровна, с Климентом Квиткой и что освящена она в 1883г. Вот и всё. Но, как говорится, нашему счастью помогло несчастье. Долго мы ходатайствовали о возвращении нам бывшей церковно-приходской школы. С нас требовали документальные доказательства, что здание построено церковью и т.д. И вот пришлось посетить много городских архивов, чтобы буквально по крупице собрать требуемые данные. К тому же архитектурный архив г.Киева погиб в 1942г. Но по милости Божией кое-что собрали и, видно впервые после Великой Отечественной войны, публикуются некоторые сведения о Свято-Вознесенской Демиевской церкви.

Юбилейную дату 120-летия церкви отмечали в день нашего храмового праздника Вознесения Господня (5 июня). Был приглашен и Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, но на Вознесение он приехать не смог — был выпуск в Киевской духовной Академии. Он приехал 8 июня вместе с Вышгородским Павлом и Митрофаном Переяслав-Хмельницким.

Всё вышеизложенное на основании документов, хранящихся в Киевском Городском Архиве, Государственном Архиве Киевской области и Центральном Государственном Архиве Украины.

Адрес: г. Киев, проспект 40-летия Октября, 54. Тел. 265-52-14.
Настоятель – протоиерей Павел Кириллов.
Веб-сайт - http://demievka.kiev.ua./

Место было определено над дорогой в Васильков, причем по другую сторону дороги, и строящаяся церковь оказалась совсем на окраине Демиевки.

Тщанием прихожан и пожертвованием директора сахарорафинадного завода господина Раузера церковь была построена и в 1883 г. освящена в честь Вознесения Господня.

С ростом числа жителей росла необходимость в открытии школ и библиотек. Так по данным Киевской уездной Земской Управы в 1911 г. в пределах Демиевки действовало шесть школ (училищ).

В 1900 г. церковь значительно расширяется и её западный придел перестраивается. Переносится колокольня вперед и вся постройка обкладывается кирпичом. Внутри делаются хоры и производится капитальный ремонт. Однако добиться разрешения на это было очень трудно. Церковному старосте Симеону Травкину от имени причта церковного пришлось обратиться к самому Императору. И вот в "1900 г. марта 6 дня. По указу Его Императорского Величества, Киевская Духовная Консистория слушала рапорт от 20 января 1900 г. за № 22" Демиевского церковного старосты Симеона Травкина, в котором он просит разрешения на перестройку церкви и все расходы берет на себя... Так и хочется молитвенно сказать: "Пошли ему, Господи, Царствие Небесное" за его усердие и тщение к Демиевской церкви, которую строили и расширяли такие хорошие люди, как этот первый её староста, отставной фельдфебель Симеон Травкин (фонд 127, оп.875, д. 2217). Может быть, усердием и молитвами их Господь и сохранил Свято-Вознесенскую церковь в годы лихолетья и гонений, что она выстояла и никогда не закрывалась со времени её освящения в 1883 г.

Близлежащие районы Киева начали интенсивно застраиваться и заселяться. Подобное произошло и с Демиевкой, которая из подгороднего села очень быстро превращается в обширное предместье Киева. Так что нынешний железнодорожный вокзал Киев-Московский именовался тогда - Демиевским.

В 1900 г. Демиевка присоединена к Киеву.

На карте 1905 г. обозначено, что церковь одной стороной выходила на ул. Большую Васильковскую. Дорога шла вокруг церкви, огибая её со стороны нынешнего института, по территории теперишнего детсада. Дорогу пересекала ул. Наливайка, примерно там, где сейчас стоит библиотека им. В.Вернадского. Справа от церкви, в сторону Голосеевс-кой площади, стоял памятник Александру III, за ним кондитерская фабрика Ефимова, а далее трамвайное депо.

В документах отчетности церковно-приходских школ того времени встречается упоминание о церковно-приходской школе на Демиевке, находящейся при сахарорафинадном заводе (арендуемое помещение). Однако в "Клировых ведомостях" за 1910 г. при перечислении домов, принадлежащих церкви, значится и церковно-приходская школа на Демиевке, а в "Ведомостях" за 1915 г. записано, что построена новая церковно-приходская школа в 1915 г. Она-то и стоит поныне, деревянная, обложенная кирпичом, как и сама церковь.

В церковной библиотеке имелось тогда уже 1200 томов книг.

В разделе: "Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле" упоминается, что на Демиевке построено два здания - "священникам в 1907 г., псаломщикам в 1914 г. и составляют они собственность церковную".

В 1883 г., вероятно, первым "священником был Иерофей Иосифов Шмигельский, а церковным старостой отставной фельдфебель Симеон Травкин".

В 1889 г. "священником был Никанор Леонтиев Данкевич", при котором обучалось 135 мальчиков и 60 девочек, видно в арендуемом помещении.

В 1900 г. благочинным Старокиевских церквей был протоиерей Павел Троицкий, который и представил Рапорт Киевской Духовной Консистории о расширении Демиевской церкви по Указу Его Императорского Величества.

Согласно "Клировым ведомостям" за 1917 г. "Церковь имеет два престола: 1) во имя Вознесения Господня и 2) во имя свят. Василия Великого. Земля при церкви вместе с погостом составляет 1 десят. 600 квадр. саж." Количество прихожан более 4 тысяч человек.

В настоящее время в 1990 г. была построена новая колокольня, однако о прежней, к сожалению, никаких сведений нет, кем и когда она была разрушена. В том же году, видно впервые, были позолочены кресты и под ними круглые шары над куполами храма и колокольни и 3 креста около них.

От дороги поставлен новый каменный (из бутана) забор с металлической решеткой, которую сделали очень умелые руки старинных кузнецов, и смотрится она как современная.

Над трапезной надстроен верхний кирпичный этаж, ибо не было где проводить занятия по Закону Божию. 7 лет в тесноте проводились занятия с детьми и взрослыми, пока в 1997 г. не выхлопотали возвращения помещения бывшей церковно-приходской школы, в которой мы теперь более свободно проводим занятия, а также спевки клироса и хора, который в фестивальные годы 2000-летия Рождества Христова был отмечен как лучший среди церковных хоров.

Вокруг всей церковной территории заменен старый забор новым железобетонным.

Все окна в храме и в возвращенном доме заменены, как внутри, так и снаружи, причем внешние рамы все дубовые и покрыты яхтинским более стойким лаком. Весь пол в храме покрыт дубовым паркетом. Подкуполь-ный осьмерик церкви весь покрыт сайдингом. Колокольня вновь окрашена, и к Пасхе повешены новые звоны. Но самым благолепным украшением внутри храма явилась позолота (тоже впервые) всего иконостаса и десять самых крупных кивотов с иконами в храме.

Раньше мы никаких данных о церкви не имели. Знали лишь, что в 1907г. венчалась в ней Леся Украинка, т.е. Косач Лариса Петровна, с Климентом Квиткой и что освящена она в 1883г. Вот и всё. Но, как говорится, нашему счастью помогло несчастье. Долго мы ходатайствовали о возвращении нам бывшей церковно-приходской школы. С нас требовали документальные доказательства, что здание построено церковью и т.д. И вот пришлось посетить много городских архивов, чтобы буквально по крупице собрать требуемые данные. К тому же архитектурный архив г.Киева погиб в 1942г. Но по милости Божией кое-что собрали и, видно впервые после Великой Отечественной войны, публикуются некоторые сведения о Свято-Вознесенской Демиевской церкви.

Юбилейную дату 120-летия церкви отмечали в день храмового праздника Вознесения Господня 5 июня 2003 г.

Престольные праздники:

Вознесение Господне (центральный престол) и свт. Василия Великого (пам. 1 / 14 янв. и 29 янв. / 13 февраля) – ему посвящен северный придел.

Храм открыт ежедневно, кроме понедельника.

Богослужение ежедневное, кроме понедельника. Вечернее – 18.00. Литургия: 8.40 (воскресенье и праздники – 6.40 и 9.40).

При храме действует Воскресная школа.

Традиция.

По воскресным вечерам, по окончании богослужения, в церкви проводится просмотр православных видеопрограмм.

Проезд:

от ст. м «Лыбидская» – трол. 2, 4, 11, 12, авт. 38, 84 до ост. «Пер. Демеевский»;
от ст. м «Дружбы Народов» – авт. 112 до ост. «Пер. Демеевский».

Его часто называют святыней киевской Демеевки. В этом храме венчалась Леся Украинка, пел в хоре Александр Вертинский, крестился Валерий Лобановский. Сегодня одна из древнейших столичных церквей отмечает престольный праздник – Вознесения Господнего. Богослужения здесь не прекращались даже во времена гонений на Православие.

Менялись эпохи, Киев разрастался. И сейчас старинный Свято-Вознесенский храм уже будто бы затиснут между современными высотками.

А в далёком 1883-м году, когда церковь открыла свои двери, она была одним из самых высоких зданий на Демеевке – тогда еще пригородной местности.
Деревянный храм с колокольней и удобным притвором был построен тщанием прихожан на пожертвования директора сахарорафинадного завода господина Раузера.

Вероятно, первым священником был Иерофей Шмигельский, а церковным старостой отставной фельдфебель Симеон Травкин.
На рубеже веков церковь значительно расширяется и её западный придел перестраивается, здание обкладывается кирпичом. Внутри делаются хоры и производится капитальный ремонт. Однако некоторые уникальные детали – первозданные колонны и печи – сохранились до наших дней!

Демеевская церковь давно стала для настоятеля — священника Павла Кирилова родным домом – в ней служил ещё его отец. Батюшка вспоминает: во все времена праздник Вознесения здесь почитали особо.

«После Воскресения Иисус в течение 40-ка дней пребывал на земле. Являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к Пятидесятнице — сошествию Святого Духа. В день Вознесения Господь собрал апостолов на горе Елеон», — рассказывает отец Павел о празднике.

Гора Елеонская — это особое место. Здесь Иисус был предан Иудой, на этой горе Он ночами молился до кровавого пота, отсюда началось Его восхождение на Голгофу.. Благословив учеников, Христос во плоти вознёсся на небеса.

«Вознесение Господне – это утверждение, подкрепление нашей надежды. Ведь Господь вознесся на небеса с плотью человеческой. Это говорит о том, что мы также имеем надежду последовать за своим Учителем », — подчеркивает отец Павел.

У настоятеля древнего храма множество забот. Помимо каждодневных Богослужений здесь широко ведется миссионерско-просветительская деятельность, регулярно кормят и одевают бездомных.

Сегодня, как и много лет назад, двери Вознесенского храма гостеприимно открыты. Для каждого человека, идущего к Богу.

Тюнинг